Александр Строев:
"Вопрос масштаба личности и интереса к ней..."
Александр, Вы
много лет работаете в театре. У Вас уже накопился колоссальный опыт
сценической деятельности. А нужен ли этот Ваш опыт в работе на
телевидении?
Опыт никуда не девается. Опыт . это не какая-то непонятная субстанция,
это - твоя профессия. Если ты работаешь в театре, работаешь много, не
первый год, с хорошими режиссерами, ты все время учишься. Учишься у
хороших партнеров, режиссеров. И с годами у тебя набирается багаж
знаний. И его уже никуда не денешь.
А можно сказать, что телевидение примитивнее, чем театр?
Да.
Так зачем же опыт?
Но и на телевидении важно, чем ты занимаешься и как это делаешь. Кстати,
к опыту. Я уверен, что все мы, артисты, в принципе, со временем
достигаем одного и того же уровня мастерства, профессионализма. Через 15
лет работы в театре, даже если человек учился, к сожалению, у плохого
мастера, или вообще не учился или у хорошего мастера, - неважно, - но
все достигают определенного уровня. Это . навыки актера, что называется,
его профессиональное оснащение. А вот дальше уже встает вопрос, который
не решается образованием и количеством профессиональных навыков, -
вопрос масштаба личности и интереса к ней. И вот именно тогда за одними
артистами становится интереснее наблюдать, потому что проявляется их
личность, - проявляется во всех их ролях. Это никто не может судить: ты
. хорошая личность и получи роль, а ты . плохая и вон из театра, но
момент зрительского интереса основан именно на этом: зритель как-то
угадывает это, идет что-то через сцену, через телеэкран. Либо за
человеком интересно наблюдать, что бы он ни делал, либо не очень.
И это вне зависимости от того, о чем человек рассказывает: о сосисках
или шедеврах культуры?..
Неважно. Иногда бывает, что о сосисках так рассказывают, - смешно,
здорово, приятно. Конечно, важно к какому режиссеру попадает такая
масштабная личность. Но вот если все сходится, то получаются
замечательные вещи. А как? Этому не научиться. Я не знаю, как.
Переходя лично к Вам, значит, можно сказать, что Вы . человек
недюжинного масштаба, человек, имеющий харизму, - иначе бы не могли Вы
столько лет быть на телеэкране?
Нет. Я убежден, и пока меня ничего в этом не разубедило, что в основном
работают все друзья-товарищи. Во всяком случае, начинают работать,
собираются на проект друзья.
Какой бы ты талантливый ни был, если у тебя нет друзей в кино или
телевизионном бизнесе, ты туда не попадешь. Или попадешь через 40 лет.
Тусовка, грубо говоря.
Не знаю. Я не очень понимаю это слово. Круг твоих друзей, я бы так
сказал. Но я ни коем случае не агитирую за расхожий штамп, что надо
сидеть в кафе на Ленфильме и пить со всеми водку и тогда возьмут в кино.
Не тогда. Это неправильно. Дело в другом.
Могу сказать на своем примере. Первая моя программа "Навигатор"
выпускалась студией "Позитив". Руководители "Позитива" - Евгений и
Марина Харкевичи учились в Театральном институте на курсе годом старше
меня. Мы вместе ездили в стройотряд и там подружились. А потом долго не
виделись, и случайно встретились только лет через 5 или 7. "Как дела?" -
"А у тебя как? Заходи к нам кофейку попить!" - "Зайду!" И не зашел.
Прошел еще год. Опять встретились. "Ну что ж ты не зашел? Давай сейчас
зайдем!" Зашли. "А мы вот как раз сейчас новую программу готовим. А раз
ты зашел, давай отснимемся и посмотрим. Отснялся минут пять, Женя
посмотрел, и ему понравилось. "Делай программу!" Все случайно. Программа
"Навигатор" просуществовала год, а потом она закрылась, но такую
рубрику, как "Навигатор" в мире компьютерных игр, телевидение решило
оставить в большой программе о компьютерах. А руководитель этой
программы . Михаил Баркан, мой одноклассник. Мы с ним тоже не виделись
лет 15. Потом он меня снял в своем фильме "Первое мая".
Сейчас "Позитив" делает фильм "Игра он-лайн". Я участвую в этой работе.
Вот так в этом коллективе я сейчас и существую, - я имею в виду
телевизионную часть моей жизни. А вот так, чтобы это были посторонние
люди, которые сказали бы: "Мы вас видели в театре или в кино, и вы нам
так понравились. Давайте работать вместе", - не будет этого никогда.
Более того, если предлагать свою идею, свой сценарий каким-нибудь
продюсерским компаниям, то, скорее всего, тебе откажут, потому что везде
много своих людей, которым надо дать работу. Вот так: к сожалению или к
счастью, я не знаю. Я оценок не даю.
Настоящий российский путь. Ведь это . только наша действительность.
Она не хорошая и не плохая. Просто какая есть, просто данность.
Да. Но я до сих пор не могу пойти попросить своих друзей, чтобы куда-то
попасть, клянчить "а можно я.". Хотя вот современная молодежь живет
совершенно по-другому. У них уже "западный" подход к вопросу. Опять же я
не говорю, что хорошо, а что . плохо. Но они не стесняются предложить
себя, ходят везде, предлагают. Стучатся во все двери. И, может быть,
когда-нибудь достучатся.
Но все-таки русский путь лучше, ведь все знают, кто на что способен.
Собирается компания единомышленников. Людей что-то связывает, какая-то
общность.
Я думаю, что должно быть и то и то. Когда мы начинаем снимать фильм,
всегда встает вопрос подбора актеров. Конечно, в первую очередь, я думаю
о своих друзьях, но нельзя ограничиваться: только друзья и никого со
стороны, какой бы талантливый человек ни был. Нельзя зацикливаться. Но
друзей своих я все равно буду снимать, потому что я в них очень верю,
знаю, что они профессионалы.
А каков был ваш путь в Молодежный театр. Ведь выпускники курсов
Кацмана традиционно шли в Малый драматический?
Это старшие курсы выпускников. Наш курс нет, он рассеялся по разным
театрам. Что касается меня, то я ни за что: ни за какие роли . не пошел
бы в Мал драм. Но это мое личное мнение. Я думаю, что его разделяют
многие мои однокурсники. А у старшего поколения другая позиция, другая
психология. Каждый выбирает, что ему нравится.
До Молодежного было несколько театров, но непосредственно до момента
прихода В Молодежный театр я работал в ТЮЗе. Художественным
руководителем ТЮЗа работал тогда Андрей Дмитриевич Андреев, - в свое
время он был у нас вторым педагогом поэтому и взял нас: меня, Ваню
Латышева, Марину Солопченко, Диму Бульбу, Алексея Девотченко, Алексея
Федькина, Марию Лаврову, Вадима Зайцева. Вот мы там все вместе были. А
потом пришло такое время, когда все стали как-то расходиться, искать
какие-то другие варианты. Может быть, ТЮЗ изменился, может быть, мы
выросли немножко, и захотелось что-то поменять. Почти все разошлись в
разные театры. Но до этого мы с Григорием Козловым, который сейчас
художественный руководитель ТЮЗа сделали спектакль "Преступление и
наказание", который пользовался определенным успехом. И однажды на этот
спектакль пришел Семен Яковлевич Спивак, художественный руководитель
Молодежного театра. А я очень хотел в Молодежный. И он пригласил меня,
но, правда, через год.
Значит, институтские корни не были определяющими?
Наверное, все-таки определяющие. Потому что Семен Яковлевич . из школы
Товстоногова, он очень уважал Кацмана. И ему, наверное, было интересно
взять человека, который учился у этого мастера.
Но ведь методы работы у Спивака более гуманные, чем те, к которым
привыкли в Малдраме . никто не заставляет выворачиваться наизнанку, не
играть, а нести свою боль, до которой довел артиста режиссер, на сцену.
И все равно там все себя считают "братьями-сестрами". А театр семьей?
Можно ли сказать, что Семен Яковлевич для вас . второй папа?
Папа у меня один. Второй папа, профессиональный, это Аркадий Иосифович
Кацман. А Семен Яковлевич для меня - уважаемый старший брат, если
проводить аналогии с семьей. Хотя я это очень не люблю. Мне это чуждо,
вся эта семейственность. Семена Яковлевича я люблю и уважаю как
талантливейшего режиссера. И это самое главное. А вот семейственность в
театре приводит как раз к плохому, - к страшным конфликтам. Потому что
когда людей, не родных на самом деле, постоянно заставляют любить друг
друга, быть близкими, им говорят: вы должны быть братьями и сестрами, -
это приводит к обратному результату.
То есть в Молодежном театре . все вы коллектив единомышленников, но
самостоятельных людей, которые собираются на каждый спектакль. А по
какому принципу, как Вы считаете, происходит подбор на тот или иной
спектакль?
Конечно, в первую очередь, люди . единомышленники с точки зрения
понимания актерской профессии. Актерский ансамбль . это люди, которые
понимают друг друга с полуслова не в личном плане, а профессионально.
Каждый режиссер хочет собрать для своего спектакля такую команду. Я не
знаю, как это делает Семен Яковлевич, наверное, у него есть на эту тему
еще какие-то соображения. Мы с ним вместе работали на двух спектаклях.
Мне было очень интересно в репетиционный период. И спектакли, на мой
взгляд, получились очень хорошие. А как он подбирает людей, это его
тайна.
А в театре "Фарсы" Вы в каких проектах работали?
Я работал с театром "Фарсы" в спектакле "Гамлет".
Значит, не пришлось вам окунуться в стихию их пластических
спектаклей?
Мне не очень нравятся такие спектакли. В них есть какое-то студенчество.
Тогда, в тот период, это было замечательно и хорошо. Но сейчас мне это
не интересно. Может быть, лет через пять опять захочется участвовать в
таких постановках. А в "Гамлет" меня пригласил Виктор Крамер, тоже
замечательный режиссер, ученик Товстоногова. На самом деле, в этом
спектакле тоже собралась компания единомышленников, потому что там
ребята со следующего курса Кацмана или с параллельных. И мы друг друга
хорошо знаем и профессионально уважаем. Сложностей не было, потому что
это не какой-нибудь театр с другой психологией, другой формой.
Тема театра неисчерпаема, но давайте поговорим и о телевидении. Есть
такая традиция: люди увидят человека на телеэкране, интересуются, где он
играет, и приходят в театр. таким образом телевизионные поклонники
попадают в театральную среду, где, может быть, не будь популярного
телевизионщика, никогда и не оказались. К вам ходят такие люди?
Я не думаю, что такие люди приходят в театр. Чаще случается обратное:
приходят в театр, видят актера и узнают в нем того, кого знают по
телевидению.
А ведь вот на героев сериалов в театр ходят, а на популярных
телеведущих нет? Странно.
На них ходят. Вы не сравнивайте их уровень популярности и мой: они
известны на всю страну, и куда бы они не приехали, - желанные гости.
Но если говорить о нашем городе, где и смотрят ваш "Pro компьютер",
ведь Вы привлекаете внимание достаточно образованной публики: чтобы
сыграть в любую из компьютерных игр, по которые Вы рассказываете, надо
по крайней мере, знать, как включается компьютер. А письма Вам эти люди
пишут?
Нет. У нас как-то не отлажена обратная связь. Не могу сказать почему.
Наверное, таковы условия нашей игры.
На экране в этой программе . Вы многоликий, исполняющий роль героя то
одной, то другой игрушки. А самому Вам какие игры нравятся?
Я на эту тему не очень люблю говорить. Это работа. Просто работа на
телевидении. И это . роли, которые я, актер, играю. Их много, они
разные, в разных обстоятельствах - почему бы не сыграть?. Мне нравится
форма, в которой представляется информация: ведь можно просто сидеть и
рассказывать о компьютерных играх. Кстати, такие программы были, но они
как-то ушли с экранов, а вот эта держится не один год, и моя рубрика в
ней держится. Мне интересна форма, как артисту, а не как геймеру. Я с
этой точки зрения подхожу к работе, а не с позиций того, какую игру мне
бы хотелось разрекламировать.
То есть весь материал, который вам предложат, Вы сыграете? Вы можете
утверждать, что сыграете все? Сейчас это модно.
Я постараюсь. Это очень сложный вопрос. Вообще артист должен верить
в себя, а получилось или нет, . это другой вопрос. А отказываться: это я
не могу, а это я не хочу . неправильно.
Значит не должно быть табуированных героев, - тех, кого Вы ни за что
никогда не станете играть?
Наверное, да. Конечно, у каждого есть свои ограничения. Я слышал,
что один артист старшего поколения, уважаемый человек, говорил, что
никогда не станет играть Гитлера. И это можно понять. Это дело личное,
но это вопрос не актерские. С актерской, профессиональной, точки зрения
надо стремиться сыграть все, что предлагают. Теоретически можно долго
рассуждать, но практически я с проблемой какого-то сложного выбора в
этом смысле не сталкивался.
Единственное, с чем я в этом смысле сталкивался, - это актерский
кастинг, когда режиссер отбирает себе актеров на проект. В большинстве
случае, - бывают приятные исключения, слава Богу, но в большинстве своем
особенно раньше это была такая унизительная процедура. Сложилась такая
традиция у режиссеров, - сейчас она, кажется, заканчивается, что ходить
в театр и смотреть на актера не нужно. А надо устроить такой экзамен.
Или вытянуть на откровенный разговор, чтобы он заплакал . не над ролью,
а на свои личные темы. Это антипрофессионально. Также и на вступительных
экзаменах в театральный вуз, - нельзя заставлять делать то, к чему
человек не готов. Импровизация . это железно подготовленная вещь. А
когда неожиданно заставляют что-то сделать, - это ужасно. Вот с этим я
сталкивался. И просто отказывался это делать, говорил:
"Приходите ко мне на спектакль или посмотрите фильм". И даже если в
страшные девяностые, когда не было у артистов никакой работы, и
приезжали иностранные режиссеры, которым, в принципе, конечно даже,
некогда ходить по театрам, и заставляли что- то спонтанно сделать, я
отказывался. А ведь можно было заработать хорошие деньги.
А как Вам такое применение своего популярного имени: "свадебный генерал"
на всяких торжественных мероприятиях. Сейчас актеры этим пользуются.
Я не был на таких мероприятиях. Не звали. А если пригласят, то
откажусь, наверное. Вести какой-то концерт . это совершенно другое дело.
Это я делаю, меня приглашают работать в таком качестве. Это тяжелый
труд. Это отдельная профессия, сложная. Сейчас мне это не очень
интересно.
Сейчас всю вашу жизнь захватило кино. Вы - режиссер фильма "Игра он-лайн".
Почему вам захотелось взвалить на себя груз ответственности за других?
Да, кино . это очень интересно, а ответственность за всех . самое
ужасное в режиссерской профессии. Я завидую многим другим режиссерам, -
их железной воле, умению не только контролировать ситуацию, но и
заниматься творчеством. Мне очень трудно. Сейчас ведь еще такие условия
непростые, время это деньги, минимально его надо тратить на подготовку,
минимально . на репетиции.
Но на самом деле стать на время режиссером . полезно для артиста.
Полезно смешивать. Когда актер играет что-то, ему всегда хочется сделать
ее по-своему, а не как сказал режиссер, и он только и мечтает самому
сделать роль. Потом надоело за всех отвечать, пошел обратно в артисты. Я
думаю, что только одной режиссурой я бы заниматься не смог. Совсем уйти
из актерской профессии в режиссерскую, - я бы не выдержал. Мне бы очень
сильно хотелось опять вернуться к безответственности артиста.
А то, что Вы снимаете такую мистическую историю, - не очень
распространены они в нашем кино, все как-то больше про ментов да
террористов снимают, - а вот на Западе таких мистических, сказочных
историй много. "Игра он-лайн" . это своеобразный ответ Америке и иже с
нею?
Нет, это никакой не ответ. Вот прошлым летом я снимал в сериале
"Госпожа Победа" две серии о боксе и в них играл, - и это был никакой не
ответ "Рокки". Это просто мой взгляд на предложенную тему. Так и здесь:
предложена тема и мы пытаемся сделать на нее то, что нам небезынтересно.
А что на эту тему делается в мире, - это нам неважно: у них свои
условия, свои бюджеты, свои технологии. Гнаться за этим бессмысленно.
Надо ориентироваться на себя, - даже не на зрителя, а тем более на то,
чтобы "догнать и перегнать". Я не скажу, что об этой теме
я мечтал всю жизнь, - чтобы снять фильм про НЛО, магию. Но мне это
интересно. А вот если бы мне предложили снять серию "Ментов", я бы
крепко подумал и, скорее всего, отказался бы. Во всяком случае, это мне
совсем неинтересно. Правда, если бы мне сделали выгодное коммерческое
предложение, то взялся бы и за это. Потому что не надо стесняться того,
что заработок для творческого человека . немаловажный факт.
Есть ли среди актеров, занятых в фильме "Игра он-лайн", такие, с
которыми вы встретились в рабочей обстановке в первый раз? Или все
попали согласно "русскому пути", о котором мы говорили?
В первый раз я встретились с Евгением Петровичем Меркурьевым,
который сыграл Маньяка. Но продюсер дал такие рекомендации, что я уже
заранее относился к этому актеру с уважением. А когда мы встретились,
вопросов уже не было: я увидел, что это прекрасный человек, профессионал
высокого уровня.
С Сережей Мурзиным в работе я столкнулся первый раз. Но я его знал,
видел его фильмы, спектакли. Так что таких артистов, которых бы я не
знал, на площадке еще не было. А если появятся, то, думаю, что у нас все
получится.
У меня еще не возникало никаких проблем с актерами. Может быть, потому,
что у нас одна профессия. Мне кажется, что нам легко и спокойно
работать.
Кстати, главную роль у нас играет Семен Яковлевич Спивак. И это - его
дебют в кино. Да и театре он играл только в студенческие годы. Я вижу,
что когда он показывает нам, как надо сыграть то или иное, он гениально
работает. Вот и родилась такая мысль, - пригласить его в кино, как
актера. Причем все, что он делает, делается какими-то неактерскими
приемами. Как актер может сыграть лучше или хуже, - я знаю, а вот Семен
Яковлевич иногда такие неожиданные вещи выдает, что группа аплодирует.
Он играет все точно по мысли, но неординарно. И работает вдохновенно. Я
с удовольствием смотрю и учусь у него. Конечно, ему надо набираться
опыта в кино, ему надо сниматься и снимать кино самому.
Я думаю, что этот фильм станет Вашей визитной карточкой, - все-таки
восемь серий! Это будет визитка Александра Строева . режиссера. А какой
фильм Вы считаете своей актерской визитной карточкой?
Актерской визитной карточкой я считаю две серии о боксе в сериале
"Госпожа Победа". Вообще своих ролей, своих фильмов мне стесняться
нечего. И "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь" Ильи
Макарова, и "Первое мая" Михаила Баркана, и "Агентство "Золотая пуля"
Евгения Иванова, - мне во всех этих фильмах сниматься было интересно.
Но все-таки гордитесь Вы "Госпожой Победой"?
Я не горжусь. Это очень опасная вещь, я стараюсь не гордиться.
Нельзя говорить, что ты сделал гениальное кино. Нельзя даже допускать
такой мысли. Это могут сказать зрители, критики. А ты сделал, - и все.
Мог лучше? Мог. Мог кто-то другой сыграть талантливее? Мог. Но так все
сложилось, что играл я. А судить не мне.
Ольга Краснова
2002 г
http://www.kinobrat.ru/msg/473.html
|
|