Интервью журналу
"Молодежка"
В
Молодежном театре на Фонтанке
состоялась премьера спектакля «Король и принц или Правда о Гамлете» по
пьесе Александра Радовского. Это первая постановка пьесы и первая
режиссерская работа Александра Строева на театральной сцене.
-Александр и до и после премьеры
многих интересовало, чем вас «не устроила» пьеса Шекспира, и почему из
множества вариаций сюжета о Гамлете – Тома Стоппарда, Людмилы
Петрушевской, братьев Пресняковых, Владимира Сорокина и т.д. – вы
выбрали пьесу Радовского?
-Шекспиром, подняты, конечно, мировые проблемы, он в основном задевает
нас масштабом поставленных вопросов, которые существуют в любой его
пьесе, что и называется, по сути, великой литературой. К этому всегда
будут возвращаться, перечитывать, ставить, и любые интерпретации этих
событий, на мой взгляд, всегда будут интересны.
В пьесе Александра Радовского нет таких глобальных вопросов, но здесь
многое для меня гораздо ближе. Да и зрителю, мне кажется, понятнее. У
Радовского очень любопытная, на мой взгляд, версия событий, которые как
бы произошли на самом деле в Дании, а потом были описаны Шекспиром. У
Шекспира одна версия, а у Радовского – другая, у него, мне кажется,
очень хорошо прописана история личных взаимоотношений королевской семьи
и ближайшего круга, я имею в виду четырехугольник Офелия – Гамлет –
Клавдий – Гертруда. Пьеса была написана в начале 70-х годов, совершенно
незаслуженно прошла незамеченной и в дальнейшем оказалась благополучно
забытой. И, в общем, у нас это первая постановка в мире. В прошлом году
сборник пьес Радовского опубликован в России, и, возможно, эта
постановка даст жизнь и другим его пьесам.
Автор замечательный, он сейчас живет в Израиле, и специально приезжал на
премьеру, очень волновался, для него это тоже событие немаловажное. Был
счастлив, восхищался актерами, благодарил всю постановочную группу.
Интересно, что замысел пьесы родился у него, когда он шел с женой по
Фонтанке, нашего театра тогда еще вообще не существовало.
-Как режиссеру Строеву работалось с
исполнителем роли Клавдия, артистом Строевым?
-Со всеми артистами работалось замечательно, кроме артиста Строева,
потому что это, конечно, очень тяжело и плохо, когда ты не имеешь
возможности посмотреть на сцену со стороны, увидеть ее всю целиком.
Сначала мы даже так выходили из положения: просили Андрея Шимко, который
Гамлета играет, походить по сцене вместо короля… И еще были проблемы,
связанные с тем, что все артисты заняты в киносъемках, на телевидении.
Нам только перед выпуском удалось собраться всем вместе. Но думаю, что
все устаканится по мере роста спектакля, который должен произойти.
-Кстати, о телевидении. Вы сейчас
выступаете в качестве специалиста по женскому вопросу на ныне
федеральном 5-м канале…
-Да, веду программу, которая называется «Женский вечер на 5-м».
Программа в форме ток-шоу, в которой поднимаются, в общем, те же
вопросы, что и в других ток-шоу. Велосипед изобретать в данном случае не
надо. Я думаю, не случайно такое количество ток-шоу идет по всем
каналам, не только потому, что это модная и рейтинговая форма, но и
потому, что, на мой взгляд, общество сейчас во всем мире находится в
каком-то поиске, на переломном моменте. И многие традиционные критерии,
понятия меняются, перерождаются во что-то новое, и люди в связи с этим
несколько поплыли и растерялись. И каждый выплывает сам. Вот и возникает
ситуация, когда можно и нужно все обсуждать, дабы помочь каждому
человеку определиться, если он задается вопросами к самому себе,
стремится к выработке каких-то очередных правил.
Я уже работал на 5-м канале, мы с Наташей Антоновой вели программу
«Любовь слепа». Благодарен 5-му каналу за приглашение, и тогда, и в этот
раз с удовольствием его принял.
-Вы много снимались, как сейчас
обстоят дела с кино?
-Не могу похвастать, что предложения мне поступают одно за другим, а я
только выбираю. Предложения в кино, особенно хорошие, чрезвычайно редки,
халтурные, небольшие роли в дурацких сериалах мне надоели уже давно.
Поэтому приходится ждать, это часть актерской профессии. Актерская
профессия зависимая, а я очень не люблю состояния зависимости. Поэтому,
когда у меня не было предложений сняться в какой-то нормальной роли, я
сам снимал сериал.
-А есть ли новые замыслы у
театрального режиссера Строева?
Нет-нет, еще раз говорю, что я не профессиональный режиссер. Мне после
этой постановки предстоит прожить какой-то отрезок жизни, когда у меня
что-то начнет меняться - мировоззрение, отдельные взгляды, что-то ведь
обязательно начинает меняться… И вот тогда, может быть, какая-нибудь
пьеса вновь попадет на то мое состояние, в каком я буду находиться. В
таком случае я бы взялся за постановку. А просто планировать я не могу,
потому что режиссура - это замечательная профессия, но - не моя.
http://mtfontanka.spb.ru/journal/arj/12.htm
|
|