«У прилавка слушаю свой внутренний голос»
Актера Молодежного театра на Фонтанке Александра Строева зрители
знают по фильмам и телесериалам: «Любимые не умирают» (Франция),
«Интерьер, гостиница, ночь» (Швейцария), «Азазель», «Госпожа
Победа», «Империя под ударом», «Тайны следствия», «Подружка
Осень», «Агентство НЛС», «Менты» и другим. Теперь он уже известен и
как режиссер. Но чем бы Александр ни занимался, своему театру он не
изменяет. Сегодня в Молодежном дают «Касатку» по Алексею Толстому,
где Александр Строев играет роль Ильи. Пока он готовится к началу
спектакля, я рассматриваю на стенде возле гримерок множественные
газетные вырезки на украинском языке: «Усе починается з души»… Последние
гастроли театра проходили в Черновцах и, как очевидно по откликам
местной прессы, — с аншлагом.
Халтурщики наследили…
— Александр, пока свежи впечатления от гастролей, расскажите, как
принимают вас за пределами России?
— Как правило, тепло, хотя… некоторая настороженность все же
присутствует. Как нам повсюду, где бывал театр, рассказывали местные
жители, к ним частенько наезжала московская антреприза. Жители небольших
городов, не избалованные культурными мероприятиями, с энтузиазмом
приобретали дорогие билеты на «столичных артистов» и… разочаровывались
увиденным. Да и какое могло быть качество спектакля, когда два-три
актера, объединившиеся из разных театров, наспех выучивали роли, в
качестве декораций брали стул да черную тряпку – и проносились чесом по
всем весям СНГ, собирая большие деньги. Разочарованные откровенной
халтурой тех антреприз, провинциальные зрители очень настороженно стали
относиться к любым гастролерам.
—
Значит ли это, что антреприза — продукт второго сорта?
— Все дело в отношении к этой работе. Не буду говорить про Москву, а у
нас в Питере всегда подбираются очень хорошие команды актеров, и вся
работа делается честно. Я сам играл одно время в Антрепризе им.
Миронова, и эта работа отнимала столько же сил и энергии, как и в родном
театре. Так что со всей ответственностью скажу, что питерская антреприза
– это всегда полноценный спектакль с нормальными декорациями, с
великолепными костюмами и актерами, которые талантливо делают свое дело.
Классика возвращается
— В каких театральных ролях вы сейчас заняты?
— Играю на Малой сцене ТЮЗа спектакль «Леший» по Чехову (это первая
редакция «Дяди Вани»). В Молодежном театре на Фонтанке — кроме «Касатки»
это еще Лариосик в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова. Начали мы
репетировать «Три сестры» (моя роль – Тузенбах). Кроме этого, также со
Спиваком в антрепризном варианте будем делать «Живой труп».
—
Как сегодня воспринимает зритель классику? Слишком уж избалован он
детективами, телесериалами…
— Да-да, избалован и утомлен. Все уже плюются от засилья криминала на
экране и все больше вновь обращаются к классике. Она никогда не
устареет. Это — вечно. Другое дело – видение режиссера. В разных театрах
один и тот же спектакль – совершенно разные явления. Но все равно это
классика, а значит умно, интеллигентно и… по-прежнему современно.
—
По качеству современных телесериалов я слышала много полярных мнений. А
как вы оцениваете их уровень сегодня?
— Качество сериала зависит от очень многих вещей. От бюджета о-о-чень
зависит, от сценария. Это в первую очередь. Продюсер и сценарист – вот
две основные составляющие хорошего сериала. Какой бюджет и кто писал
сценарий — очень важно.
—
Многие артисты и режиссеры стали писать сценарии сами, сами по ним
снимать… Вот и вы тоже…
— Ну и я чуть-чуть… И это не случайно. Потому что нам, актерам, порой
приходится работать с поразительно низкого качества сценариями.
—
Неужели сценаристы в дефиците? Казалось бы, сегодня их готовят и вузы, и
многочисленные курсы. А сколько новых авторов появилось на книжных
развалах. Кажется, что нынче не сочиняют только ленивые…
— Конечно, можно и из народа сценаристов набрать. Как там классик
говорил? Каждая кухарка должна уметь управлять государством? Только на
практике все это не так. Я не верю в пользу всяческих трехмесячных
курсов – сценаристов, режиссеров, актеров – да кого угодно! Во многих
сценариях, с которыми мне приходится сталкиваться, зачастую отсутствует
элементарный культурный уровень. Актеры просто в тупик заходят, когда им
предлагаются тексты на уровне «дурак – сам дурак». Ну как это играть?
Создается впечатление, что автор не читал ни Толстого, ни Достоевского,
а свое образование черпал в бульварных романах и детективах. Сценарий –
это в первую очередь литературное произведение.
Игра профи — оn-line!
— Питерские телеманы с нетерпением ждут появления на экранах вашего
сериала «Игра он-лайн».
— Это моя вторая работа в качестве режиссера (первая – две серии из
«Госпожи Победы»). Сценарий «Игра он-лайн» заинтересовал меня тем, что
он не про бандитов и не про ментов. Его тематика необычна – в стиле
полуфэнтези. Если в двух словах — это рассказ об ученом, который
занимается изучением всяческих паранормальных явлений. Сценарий веселый,
увлекательный, мистический. Над ним трудилась группа авторов — Евгений
Омельченко, Евгений Харкевич, Игорь Шприц и я. Работа еще не закончена,
мы сняли 9 серий, всего рассчитываем на 12.
—
Чем он будет выделяться на фоне множества телесериалов?
— У нас не было такой цели – выделиться. Цель – сделать качественную
работу, за которую не стыдно. И результат которой будет интересен и мне,
и зрителю, и актерам. А артисты приглашены замечательные! Главную роль
играет художественный руководитель Молодежного театра Семен Яковлевич
Спивак, его помощника — Сергей Мурзин. Заняты у нас заслуженный артист
Российской Федерации Сергей Власов, Наталья Данилова, Александр Завьялов,
Анжелика Неволина, Андрей Федорцов, народный артист Российской Федерации
Георгий Антонович Штиль, Леонид Витальевич Неведомский, из молодых –
Сергей Ботвин, Сергей Дьячков, Ирина Полянская и многие другие.
—
Просто каскад интересных лиц, типажей и характеров!
— А вот, кстати, проблема: многие молодые режиссеры очень мало знают
артистов театров. Всю работу по подбору актеров за них делают
ассистенты. А самих режиссеров в массе своей это как-то не очень
интересует. Смотрят по фотографии на внешний типаж – и все. Может, это
такой модный западный вариант работы, не знаю, но хочется все же, чтобы
было по-другому. Снимать надо только лучших. Если ты что-то значишь в
профессии, то должен получить признательность публики. Это мой основной
принцип как режиссера.
Стул был обречен
— Как потребитель вы достаточно разборчивы?
— Ни на рекламу, ни на фирму я не ориентируюсь. Это для меня не самое
главное. Вот я вижу в магазине хорошую вещь, качественную. Но я жду
особого внутреннего ощущения, пока внутренний голос мне не скажет: это
твое, оно должно быть у тебя, бери! А если колеблюсь, нужно мне оно или
нет, – значит, брать не стоит.
—
Случалось вам стать «жертвой» рекламы?
— Знаете, поскольку я сам работаю в рекламе, снимаю и озвучиваю ролики,
то всегда переключаю канал, когда начинается реклама. Поэтому на меня
лично она никакого воздействия не оказывает.
—
А тот кетчуп, который вы так зажигательно в роли жгучего кавказца
рекламировали на телевидении, — сами покупаете?
— Да, как-то я купил кетчуп «Балтимор» — очень вкусный и достойный.
Многие вещи достойны того, чтобы их рекламировали и покупали. Но многие
— и нет. Верить на все сто рекламе я все же потребителям не советовал
бы. Лучше рассматривать ее как познавательную информацию. А вот покупать
или нет – решай сам. Надо знать такие, как мне кажется, основополагающие
вещи. Например, одно время было модно зазывать на курсы иностранных
языков, с обещаниями «заговорить» за какое-то там суперкороткое время.
Но можно ли освоить какую-либо профессию за неделю? По-моему, нет. Вот
отсюда и делайте вывод. Потом еще этот блеф про 25-й кадр…
—
А это действительно блеф?
— Все профессионалы над этим смеются. У пленки определенный формат и
количество кадров – и ничего дополнительного туда уже не вставишь, это
неразъемная конструкция.
—
Товары каких производителей вы предпочитаете?
— Я не подразделяю продукты на питерские или заграничные. Я смотрю:
нравится или нет. Мечтаю, что наступит такое время, когда не будет один
огромный завод делать 225 сортов колбас. Но один сорт будет делать один
производитель, иной сорт — другой. Очень жду. Такое есть во всех
странах, надеюсь, будет и у нас.
—
Что вы никогда не купите?
— «Жигули» никогда не куплю.
—
А какая машина у вас?
— «Rover-75». Но у меня было до него двое «Жигулей»: по очереди 11-я
модель и «пятерка» — реэкспортные, я их привозил из Финляндии. Но на тот
момент мы практически не знали ничего лучшего. Тогда машины собирали еще
добросовестно, и соотношение цена – качество было приемлемое. Что
происходит сейчас с отечественной техникой? На мой взгляд, это
преступление: продавать по таким взвинченным ценам продукцию предельно
низкого качества. Да еще при этом лоббировать законы, повышающие ввозные
пошлины на иномарки.
—
Делали покупку, которая бы разочаровала?
— Пожалуй, нет. Я всегда реально оцениваю соотношение цены и качества. В
свое время я покупал белорусскую мебель — у меня тогда еще вообще не
было мебели в квартире и не было больших денег на дорогую. Приобретая
ее, я отдавал себе отчет, что стул через некоторое время развалится.
Пока цена отражает качество – все честно. Вот если белорусская мебель
начнет стоить как испанская, – это будет безобразие.
—
Так разломался стул?
— Ну а как же! Мое личное мнение о качестве наших товаров таково: я был
бы счастлив гордиться чем-то сделанным в России и что пользовалось бы
спросом на всем мировом рынке. Я мечтаю, что этот момент когда-нибудь
наступит.
Беседовала Алла ФЕСЕНКО
Фото Олега Мочалова
http://petkach.spb.ru/gu_25.htm
газета
«Петербургское качество» №1 2004 г.
|