ПОЕДИНОК ЛАЭРТА И... ГОРАЦИО!
Премьера в Молодежном театре на Фонтанке, как
всегда, сопровождалась полным аншлагом. Тем более, что в этот
раз премьера спектакля «Король и принц, или вся правда о
Гамлете», явилась еще и режиссерским дебютом заслуженного
артиста России Александра Строева.
Пьеса Александра Радовского оказалась настоящим открытием для
любителей творчества Шекспира, да и вообще для всех театралов.
Автор радикально изменил и сюжет, и ценностные ориентиры героев,
и сверхзадачу первоисточника (если так можно выразиться по
отношению к шекспировскому «Гамлету»).
Да и действующие лица
существенно изменили свой облик, свои взгляды и поступки. Так, Горацио (Петр Журавлев), предстает в виде японского самурая,
Полоний (Геннадий Косарев) оказывается основным двигателем
разворачивающейся интриги, а Клавдий (сам Александр Строев) и
вовсе становится невинной жертвой: ведь оказывается, что он не
отравлял отца Гамлета! Хотя, так ли уж и невинной? Ведь новый
король сделал несчастную Офелию (Юлию Шубареву) своей
любовницей, предав давнишнюю и искреннюю любовь королевы
Гертруды (Алла Одинг). В целом, можно сказать, что спектакль
вполне соответствует современным культурным тенденциям
постмодернизма, но, учитывая, что пьеса написана в 1973 году,
автора вряд ли можно обвинить в следовании моде.
Мне, как постановщику фехтовальных сцен, несомненно, всегда
интересно заново обращаться к классике. А поединок Гамлета и
Лаэрта входит в число самых хрестоматийных боев Мельпомены,
наряду с дуэлями Ромео и Тибальта или Сирано и де Вальвера.
Но
здесь, решительные коррективы Радовского коснулись и моей сферы.
Ключевым боевым эпизодом произведения стал бой Лаэрта (Андрей
Кузнецов) и… Горацио! А Гамлет(Андрей Шимко) гибнет незадолго до
того и, как бы даже случайно.
Оставив театральным критикам, право размышлять о правомочности
подобного обращения с мировым литературным наследием, признаю,
что лично мне эта смелость доставила определенное
профессиональное наслаждение. Честь соединить в смертельном
поединке этих персонажей выпадает далеко не каждому
фехтмейстеру. Наверное, даже, я оказался единственным на этом
поприще.
К счастью (почему к счастью – чуть позже) этот бой оказался не
единственным в спектакле. Первой сценой с оружием стал урок
фехтования, который наставник Горацио дает своему ученику
Гамлету.
Напомню, Горацио здесь японец, или, по меньшей мере – адепт
восточных единоборств, настоящий самурай с катаной и в
бамбуковых доспехах. Для более точного отражения духа восточного
воина я даже счел необходимым привлечь себе помощника –
серебряного призера чемпионата России по карате Галину Чернову.
Галина разрабатывала для Горацио дыхательные упражнения и
корректировала пластику, а я построил небольшую фехтовальную
фразу для него и Гамлета.
В финале спектакля Горацио, прежде чем взяться за Лаэрта, своим
японским мечом зарубает Гильденстерна (Василий Гузов) и
Розенкранца (Денис Цыганков), вооруженных длинными алебардами.
Эта сцена, так же как и предыдущая, не вызвала особых
затруднений. Молодые актеры Василий и Денис смело бросались на
своего опытного противника и мастерски «гибли» под его
молниеносными ударами.
А вот поединок Горацио и Лаэрта потребовал и от фехтмейстера, и
от актеров предельной интеллектуальной и физической выкладки.
Мы поставили четыре продолжительные фехтовальные фразы, в
результате которых бойцы теряли оружие и переходили на борьбу
(для этих моментов, кстати, я тоже обратился к квалифицированной
помощи своих учеников – экс-чемпиона города по вольной борьбе
Романа Форостовского и обладателя черного пояса по кик-боксингу
Сергея Култаева). В финале боя, следуя замыслу режиссера,
Горацио душит Лаэрта голыми руками.
Времени на тренировки было катастрофически мало. С сожалением
вспомнились те времена, когда, работая над спектаклем «Ромео и
Джульетта» в АБДТ им. Г. А. Товстоногова, я имел четыре месяца
на подготовку четырех боев. Здесь весь тренинг, вместе с
процессом сложнейшей постановки, пришлось уместить в четыре
тренировки. Но актеры оказались достойными и упорными учениками.
К премьере бой был практически готов. Практически…
А восьмого декабря состоялась генеральная репетиция, на которой
присутствовать мне не довелось. И вот тут то и случилось
непредвиденное: Горацио и Лаэрт напрочь забыли несколько
ключевых движений боя, разрушив, таким образом, всю
кульминационную сцену!
В отсутствии фехтмейстера, инициативу перехватил сам Строев. Он
сделал то, на что я, наверное, никогда бы не решился. Горацио
просто кладет на землю свой меч, голыми руками хватает шпагу и
кинжал Лаэрта прямо за клинки и, с соответствующей самурайской
энергетикой вырывает их! Ну, а затем душит безоружного Лаэрта по
нашему рецепту.
Такое развитие событий можно было бы охарактеризовать как
маленькое творческое поражение постановщика боев. Правда, к тому
самому счастью, остался урок фехтования с Гамлетом, остался бой
с Розенкранцом и Гильденстерном…
Но вот после премьеры, Петр Журавлев подошел и развел руками:
«Вы знаете, я ведь ничего не делал, просто взял эти клинки
руками и вырвал их у противника. А вспотел и запыхался так, как
будто мы целиком отработали наш поединок!» На что умница Саша
Строев ответил: «Так оно и было! Вы проработали этот бой внутри
себя, он присутствовал на сцене метафизически, но абсолютно
зримо! Именно в этом я вижу действительно подлинное, самурайское
нутро Горацио. И ни одна ваша тренировка, ни прошла бесследно!
Ни одно движение не оказалось зря!»
И эта незапланированная метафизика оказалась для меня не только
своеобразной самореабилитацией, но и важнейшим профессиональным
уроком, за что я искренне благодарен и Александру Строеву, и
актерам, которые открыли для меня еще одну внутреннюю грань
искусства постановочного фехтования. И конечно, особая
благодарность дерзкому драматургу Александру Радовскому, за
уникальную возможность соединить в поединке Горацио и Лаэрта…
Сергей Мишенев
|
|